Тренды, влияющие на потребление ЛКМ

Тренды, влияющие на потребление ЛКМ

 

3 декабря 2024г.

 

В текущих реалиях можно выделить ряд тенденций, которые способствуют росту/сокращению количества потребляемой краски. Большинство из них связаны с тем, что у лакокрасочных покрытий как средства защиты от коррозии есть достойные альтернативы, и эти альтернативы развиваются и набирают популярность. Но есть и другие тенденции, которые отражают явления, имеющие место в различных отраслях промышленности.

Применение атмосферостойких сталей

Существует категория атмосферостойких сталей, которые все более активно применяются в строительстве без окрашивания.

Одним из примеров такой стали является атмосферостойкая сталь Forcera. Ее стойкость к коррозии обеспечивается за счет состава, в который помимо стандартных компонентов входят медь, хром и фосфор. Сталь ржавеет, но благодаря своему составу образующийся слой ржавчины не проникает вглубь металла, а остается на его поверхности, образуя однородный защитный слой, предотвращающий дальнейшее окисление.

Свой привычный коричневый окрас (внешний вид напоминает равномерно покрытую ржавчиной поверхность) атмосферостойкая сталь получает не сразу, а постепенно – в варианте природного окисления примерно за 2 года. Изначально металл ничем не отличается от аналогов, однако со временем его все больше и больше покрывает слой ржавчины. При этом, металл не боится царапин. Даже при их появлении быстро заново начинается процесс окисления, в результате чего открытые участки снова покрываются оксидной защитной пленкой.

Описанные свойства позволяют использовать металл для современных архитектурных решений.

Применение атмосферостойкой стали Forcera при строительстве бизнес-центра.

Еще одной маркой стали, которая не нуждается в защите от коррозии, является сталь 14ХГНДЦ. Данная марка стали, в отличие от других атмосферостойких сталей, может использоваться для ответственных металлоконструкций, работающих под нагрузкой. Например, сталь используется для пролетных строений мостов.

Интерес и рост популярности стали 14ХГНДЦ в строительстве связан с экономической целесообразностью ее применения. Стоимость стали сопоставима со стоимостью традиционных мостовых марок, при этом производство изделий из 14ХГНДЦ без окраски обходится на 10-15% дешевле по сравнению с окрашенными сталями, а стоимость жизненного цикла конструкций с учетом ремонтов и обслуживания сокращается на 30%.

История применения 14ХГНДЦ насчитывает не один десяток лет. Время показало, что сталь действительно обладает прекрасной стойкостью в атмосфере и может применяться для ответственных конструкций в неокрашенном виде.

Первый опыт применения состоялся на железнодорожных объектах. В 1989–1990 гг. в трех различных регионах нашей страны — на Юго-Восточной ж. д. (мост через р. Ворона), на Южно-Уральской ж. д. (мост через р. Камышлы-Аят) и на Восточно-Сибирской ж. д. (мост через р. Снежная у берега оз. Байкал) — были установлены три пролетных строения длиной 55 м, изготовленные Воронежским заводом из стали марки 14ХГНДЦ. Результаты обследования в 2017 году показали удовлетворительное состояние металлоконструкций и глубину коррозии в среднем 17 мкм. За все время эксплуатации пролетные строения ни разу не окрашивались.

Сталь 14ХГНДЦ активно применяется и в наше время. В 2014-2016 годах сталь применялась для возведения автодорожных путепроводов при строительстве автомобильной трассы М-11 «Москва – Санкт-Петербург». Проведенное в 2019 году обследование выявило отсутствие отслаивающихся продуктов коррозии и глубину коррозии на уровне в среднем 10 мкм.

Одним из последних в 2022 году был введен в эксплуатацию мост через реку Амур протяженностью свыше 1 тыс. м. Вес конструкций составил более 3 тыс. т.

Следует отметить, что согласно СП 28.13330.2017 несущие конструкции из стали 14ХГНДЦ допускается не защищать от коррозии на открытом воздухе только в средах слабоагрессивная-1 и слабоагрессивная-2.

Железнодорожный мост через р.Снежная, ВСЖД

Атмосферостойкие стали производятся металлургическими компаниями, такими как ПАО «Северсталь» и АО «Русская сталь». Эти гиганты находятся на высоком уровне технологического развития, но в то же время нельзя сказать, что чувствуют себя уверенно в текущей ситуации. Потребление металла падает, действуют санкции, однако новые продукты, к которым можно отнести атмосферостойкие стали, позволяют создавать направления продаж, способные компенсировать падение.

Строительство жилья на стальном каркасе

Есть мнение, что каркасное строительство также продвигается металлургическими компаниями по причинам, которые описаны выше. Как бы то ни было, но объемы строящегося на стальном каркасе жилья растут, и существует прогноз, что к 2030 году за счет стройиндустрии емкость рынка стального проката в России увеличится на 1 млн тонн в год.

Эта технология, которая призвана встать в один ряд с традиционным монолитным строительством, имеет свои преимущества, такие как высокая скорость строительства, снижение стоимости фундамента, гибкость планировочных решений и т.п., но имеет и свои недостатки.

Как повлияет этот строительный тренд на рынок ЛКМ:

– увеличится потребление ЛКМ, применяемых для окраски строительных конструкций

– рост коснется в основном ЛКМ среднего и низкого ценовых сегментов

– реализация указанного прогноза снизит конкуренцию на рынке общестроительных ЛКМ и скорректирует профицитность рынка, однако нельзя исключать появление небольших локальных производителей краски, сфокусированных исключительно на поставках для строительного рынка.

Стальной каркас жилого дома

Горячее цинкование

По данным аналитического агентства «Текарт», в 2023 году рынок горячего цинкования вырос на рекордные 19,4%. Рост продолжается и в 2024 году, эксперты прогнозируют продолжение тенденции роста и в последующие годы, однако на этот прогноз может повлиять высокая процентная ставка и экономическая ситуация в стране.

Развитие рынка горячего цинкования подтверждается расширением производственных мощностей.

В 2022 году в Можайске компания «Дорхан» открыла завод по горячему цинкованию металлоконструкций с мощностью производства 40 тыс. тонн в год.

В 2023 году «Венталл» приобрел компанию «Спецстройцинк» – завод металлоконструкций в городе Киреевске Тульской области. Мощность производства составляет 36 тыс. тонн металлоконструкций в год.

«Венталл» также запустил недавно приобретенную цинковальную площадку в Смоленской области, способную цинковать до 30 тыс. тонн металлоконструкций в год. Общие инвестиции в проект составили около 1,5 млрд рублей.

Уже известны планы по открытию заводов горячего цинкования на 2025 год:

– «Дорхан» планирует запустить производство в Воронеже. Сумма инвестиций 1,1 млрд руб. Мощность производства 40 тыс. тонн металлоконструкций в год

– еще один завод «Дорхан» в Новосибирске. Планируемый объем производства — 40 тысяч тонн в год. Объем инвестиций в проект составит 850 млн рублей.

– Завод горячего цинкования планируется запустить и в Благовещенске.

Все новые производства оборудуются современными вместительными ваннами, которые позволяют цинковать не только «солому», но и не очень габаритные металлоконструкции, которые ранее считались достоянием лакокрасочников.

Согласитесь, подобное наращивание производственных мощностей лакокрасочной отрасли и не снилось.

Что делает горячее цинкование привлекательным? Причин несколько:

  1. Горячее цинкование обеспечивает антикоррозийную стойкость до 50 лет. Лакокрасочные покрытия не могут похвастаться подобными значениями.
  2. На удаленных объектах, где осмотры и ремонты затруднены, обеспечивать защиту от коррозии с помощью горячего цинкового покрытия более целесообразно.
  3. Для ряда конструкций горячее цинкование дает более надежную защиту, чем краска – например, для решетчатых настилов. Это же верно и в отношении дорожных ограждений, которые сегодня цинкуются повсеместно.

Спрос на горячее цинкование обеспечивают практически все отрасли промышленности. Основные объемы потребления приходятся на производство строительных конструкций, дорожных ограждений, опор освещения, ЛЭП, решетчатых настилов. Драйвер – инфраструктурное строительство.

Горячее цинкование – достойный конкурент лакокрасочным покрытиям.

Применение полимерных композитных материалов

Полимерные композитные материалы (ПКМ) – это материалы, состоящие из двух и более компонентов и армированные специальными наполнителями. В силу своей природы эти материалы подвержены коррозии в очень малой степени.

ПКМ находят все более широкое применение в строительстве благодаря своим уникальным свойствам, таким как высокая прочность, легкость, коррозионная стойкость и долговечность.

Их применяют для изготовления различных строительных элементов и профилей, например, балок, колонн, лестниц и перил.

ПКМ используются и в судостроении. Осенью 2024 года “Объединенная судостроительная корпорация” (ОСК) представила линейку разработанных конструкторским бюро “Алмаз” проектов судов и их компонентов, созданных с использованием полимерных композиционных материалов.
КБ «Алмаз» начало разработки с применением полимерных композиционных материалов в 2000 году. Сегодня по этим проектам на предприятиях ОСК строятся серии корветов проекта 20385, кораблей противоминной обороны с монолитным корпусом из композиционных материалов проекта 12700, катеров для МЧС России.

Проекты “Алмаза” с использованием полимерных композитов можно условно разделить на две категории. К первой относятся суда, полностью создаваемые из ПКМ (катера МЧС, прогулочные суда, высокоскоростные яхты и яхты премиум-класса, рыболовные суда). Во вторую категорию входят это надстройки из полимерных композиционных материалов. Такие модульные ПКМ-конструкции устанавливаются на металлический корпус судна и позволяют говорить о комбинированных судах с ПКМ как об отдельном перспективном виде.

В ближайшие годы потребление ПКМ будет продолжать расти, это приведет к сокращению потребления ЛКМ.

Судоремонт за рубежом

Проведение судового ремонта в РФ сегодня связано с рядом трудностей, в числе которых эксперты называют высокие цены на услуги, дефицит кадров, дефицит мощностей и доков, а также сложности с оплатой импортных ЗИП. Это вызывает отток судоремонтных работ за границу.

В сентябре 2024 года на Восточном экономическом форуме было отмечено, что на Дальнем Востоке работают сотни судов, но многие из них ремонтируются за рубежом. Такая ситуация характерна и для всей РФ.

Точное количество судов, ремонтирующихся за границей, назвать сложно, поскольку не все судовладельцы готовы раскрывать эти данные. Также как до конца неизвестно, чья материалы используются для ремонта: в ряде случаев краска завозится из РФ, но нередко и закупается у местных поставщиков (Турция и Китай).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *