Контрольные участки и их применение

Контрольные участки и их применение

Производители лакокрасочных материалов доказывают работоспособность и долговечность своих продуктов на тестовых выкрашиваниях, с помощью лабораторных испытаний, а также собирая статистику по реальной эксплуатации покрытий. Ни один из этих способов не позволяет определить виновника в случае преждевременного разрушения покрытия: подрядчик будет обвинять в произошедшем производителя краски, зеркальным образом будет действовать и сам производитель. А все потому, что качественное покрытие складывается из качества краски и качества нанесения, и разобраться, какая из этих двух составляющих дала сбой, зачастую можно только посредством привлечения сертифицированных сторонних экспертов. Таким образом, на определенном этапе развития лакокрасочной индустрии вопрос о том, как создать качественное и долговечное покрытие и быстро определить виновника, если покрытие не оправдало ожиданий, оставался открытым.

Рынок нашел решение этой проблемы в виде технического сервиса поставщика ЛКМ, в задачи которого входит контроль и подтверждение качества выполняемых работ. В этом заключается суть часто упоминаемого производителями краски комплексного решения (одной из его разновидностей): производитель предлагает материал, устанавливает требования к его применению, а также осуществляет контроль за выполнением работ. Если подрядчик выполнил все требования поставщика, то покрытие считается качественным и ответственность за дальнейшую эксплуатацию и долговечность ЛКП автоматически ложится на поставщика.

Последующее развитие рынка показало, что данное решение устраивает не все стороны процесса, и в первую очередь о своей неудовлетворенности заявили поставщики ЛКМ. Во-первых, если контролировать все работы на объекте, то объем контроля получается внушительным, соответственно, внушительными оказываются и затраты. Во-вторых, высказывались предложения, что ответственность за качество ЛКП должна распределяться между подрядчиком и поставщиком, осуществлявшим контроль, а не перекладываться полностью на поставщика.

В этой ситуации на помощь приходят контрольные участки.

Контрольный участок (Reference Area) – участок поверхности, окрашенный в точном соответствии с установленными требованиями и используемый для сравнения при оценке качества покрытия.

Наряду с термином «контрольный участок», применяется термин «эталонный участок», имеющий идентичное значение. Но не следует путать «контрольный участок» с «контрольным образцом» (reference specimen).

Контрольный участок окрашивается в присутствии всех сторон и считается эталоном. Остальная часть поверхности окрашивается подрядчиком самостоятельно, и если впоследствии возникают проблемы с качеством покрытия, то дефектная поверхность сравнивается с контрольным участком: в случае присутствия на контрольном участке тех же дефектов, что и на поверхности, подразумевается, что проблема связана с качеством материала или рекомендованной технологией нанесения, и ответственность за дефекты несет поставщик (производитель) ЛКМ. Если же на контрольном участке дефекты отсутствуют, то считается, что проблема связана с качеством нанесения, и ответственность за дефекты ложится на подрядчика.

Контрольные участки обычно используются при предоставлении гарантий качества со стороны производителей ЛКМ, реже – подрядчиков. Данная практика отработана в течение многих лет и широко распространена. В случае возникновения дефектов легко определить, чем они вызваны – плохим качеством материала или плохим качеством нанесения.

Рекомендации по выполнению контрольных участков

Несмотря на простой и понятный принцип, использование контрольных участков на практике не всегда бывает очевидным.

ГОСТ 34667-7 содержит рекомендации по количеству и площади контрольных участков: например, при площади окрашиваемой конструкции до 5 000 квадратных метров рекомендуется выполнять один контрольный участок площадью не более 0,3% от площади конструкции. Данными рекомендациями можно пользоваться как базовыми, но более эффективным будет подход, учитывающий специфику проекта, а также ответственность и договоренности между сторонами.

Давайте рассмотрим, как можно использовать контрольные участки более эффективно.

Как мы указали выше, основным назначением контрольных участков является возможность сравнения контрольной поверхности с остальной поверхностью. Очевидно, что с этой точки зрения количество и размер контрольных участков не являются определяющими характеристиками.

Основное правило при работе с контрольными участками: количество, расположение и размер контрольного участка должны учитывать условия эксплуатации и особенности конструкции объекта. Например, если вы окрашиваете морское сооружение, поверхность которого можно условно разделить на подводную и надводную часть, то имеет смысл окрашивать два контрольных участка: один на надводной части, другой – на подводной части, даже если общая площадь конструкции составляет менее 5 000 квадратных метров (в соответствии с рекомендациями ГОСТ 34667-7 для данной площади достаточно одного участка). Можно ограничиться одним участком, но тогда сравнение будет не совсем корректным. Если на этом объекте есть поверхность, эксплуатируемая при высокой температуре, то стоит сделать еще один контрольный участок, отражающий данный режим эксплуатации. И так далее: в идеальном сценарии количество участков должно соответствовать количеству режимов эксплуатации, тогда вы всегда сможете корректно сравнить поверхности и определить происхождение дефектов.

Размер контрольного участка должен быть таким, чтобы включать в себя все конструктивные особенности объекта. Если окрашиваемая конструкция имеет сложную форму, то все ее элементы, такие как ребра жесткости, сварные швы, вырезы, свободные кроки и т.п., должны попадать в контрольный участок. Перечисленные элементы являются критическими с точки зрения развития коррозии, и если они не попадут в контрольный участок, то фактически коррозионное воздействие на контрольном участке и остальной части конструкции будет разным. С учетом этого, площадь контрольного участка может составлять от одного до нескольких десятков квадратных метров.

Чтобы в будущем иметь возможность сравнить дефектную поверхность с контрольным участком, нужно тщательно задокументировать местоположение последнего. Для фиксации местоположения следует использовать чертежи и другую техническую документацию и указывать расположение контрольного участка относительно конструктивных элементов. Нельзя назвать хорошей идею идентификацию контрольных участков с помощью скотча, маркера или краски – такая маркировка может быть нарушена в ходе транспортировки, хранения или эксплуатации окрашенной конструкции.

При окраске больших площадей необходимо следить за тем, чтобы каждый контрольный участок соотносился с определенной ему поверхностью. Например, площадь окрашиваемой поверхности составляет 50 000 квадратных метров и в соответствии с ГОСТ 34667-7 вам предстоит выполнить 10 контрольных участков. В этом случае вы должны четко определить, какая площадь соответствует первому контрольному участку, второму, третьему и т.д. Иначе при возникновении дефекта вы не будете знать, с каким именно контрольным участком нужно проводить сравнение. Совсем плохой эта ситуация станет, когда аналогичные дефекты возникнут на отдельных контрольных участках, и заказчик будет настаивать, что именно с этими участками нужно проводить сравнение.

В некоторых случаях по договоренности между сторонами можно рассмотреть выполнение дополнительных контрольных участков для каждой новой партии применяемого лакокрасочного материала или при смене исполнителей работ.

Форму отчета о контрольных участках можно найти в ГОСТ 34667-8.

Сохранность контрольных участков

Большое значение имеет сохранность контрольных участков в период строительства и эксплуатации.

Для обеспечения сохранности в период строительства не рекомендуется размещать контрольные участки на ходовых настилах, вблизи монтажных зон и вырезов, в районах болтовых соединений и других местах, где возможны механические и термические повреждения.

Следует также уделять внимание, чтобы полностью сформированные контрольные участки не были повреждены впоследствии. Нередко возникают ситуации, когда в ходе каких-либо дополнительных работ (сварка или газовая резка с обратной стороны окрашенной поверхности, монтажные работы и т.п.) контрольные участки получают повреждения.

Сложнее обстоят дела с сохранностью контрольных участков в период эксплуатации. Например, если контрольный участок расположен в зоне переменного смачивания, то есть вероятность, что покрытие будет повреждено плавающими на поверхности воды предметами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *