«Инспектор с 20-летним стажем ищет работу». Почему не все инспектора сегодня могут легко трудоустроиться?

«Инспектор с 20-летним стажем ищет работу». Почему не все инспектора сегодня могут легко трудоустроиться?

 

20 сентября 2023г.

 

Поводом взяться за перо стал случай, когда один из знакомых нам инспекторов по покрытиям, имеющий большой стаж по специальности в компании-производителе ЛКМ, потерял работу и долгое время не мог найти нового работодателя. В целях конфиденциальности мы не будем идентифицировать этого инспектора и бывшее место его работы – замысел статьи не в этом, а в том, чтобы разобраться в причинах случившегося. Ведь на первый взгляд, описанный случай выглядит парадоксально: опытные специалисты с большим стажем обычно легко находят новую работу, причем в большинстве случаев работодатели сами охотятся за такими специалистами.

Еще более странно описанная ситуация выглядит в свете острого дефицита кадров – проблема, о которой сегодня говорит вся промышленность. И как раз об этом мы и хотели бы поговорить: как случилось так, что в условиях нехватки кадров опытный специалист долгое время мог оставаться без работы?

До начала 2022 года вопрос занятости инспекторов по покрытиям ни разу не поднимался сколько-нибудь остро. Ситуация на протяжении многих лет оставалась стабильной: инспектора имели твердую регулярно выплачиваемую зарплату на уровне средней по рынку, у многих был служебный автомобиль, являвшийся одновременно и личным, в командировках выплачивались хорошие суточные и т.п. Работая у крупных производителей красок, инспектора чувствовали себя вполне комфортно и немногие из них решались на смену работы.

Те, кто давно работает в отрасли, помнят, что функция инспектора по покрытиям появилась в России вместе с иностранными производителями ЛКМ, которые стали создавать свои российские представительства в 1990-е годы. Jotun, Hempel, International Paint, Sigma и др. стали первыми работодателями инспекторов, штаты инспекторов в этих компаниях были наиболее многочисленными. Пик численности инспекторов в российских филиалах западных компаний пришелся на 2000-е годы, и часть инспекторов, работавших в те годы, продолжает заниматься своим делом и по сей день.

 

Какие задачи решал инспектор от поставщика в то далекое время?

В 2000-е годы инспектор по большей части занимался контролем качества малярных работ. Мы не сильно ошибемся, если скажем, что на самой заре инспекторской профессии инспектор во многих случаях заменял собой систему качества на предприятиях: к нему шли за советом и маляры, и технологи, и мастера, и специалисты ОТК, а подтверждение со стороны инспектора считалось истиной в последней инстанции и автоматически означало высокое качество покрытия.

Давайте более подробно остановимся на этом моменте и отметим, что система контроля качества на малярном производстве не может и не должна держаться на одном человеке, пусть даже этот человек является опытным инспектором международного уровня. Это не только противоречит действующим требованиям стандартов по системе менеджмента качества, но и не позволяет добиться действительно высокого качества покрытия. Это особенно актуально в том случае, когда инспектор не является сотрудником предприятия (а это является фактом в 100% случаев) и не находится на предприятии постоянно. Не менее важную роль в создании покрытия высокого качества играют маляры, технологи и специалисты контроля, и только в этом случае, когда система контроля качества является сложносоставной и многоуровневой, можно действительно говорить о качестве покрытия. В парадигме такой системы инспектору достается лишь заключительная часть – прийти и убедиться в том, что покрытие соответствует всем заданным требованиям. На текущем этапе развития малярной отрасли с этой задачей прекрасно справляются специалисты подрядчика, благо что обучающих курсов сегодня достаточно, опыт есть у многих, а система менеджмента качества обязывает иметь в своем штате сертифицированных специалистов по контролю и обеспечению качества.

“Система контроля качества на малярном производстве не может и не должна держаться на одном человеке, пусть даже этот человек является опытным инспектором международного уровня.”

Еще одна задача, которую решал инспектор на этапе становления инспекторской профессии – это обучение производственного персонала заводов и подрядных организаций. Вводимые западными компаниями того времени технологии подготовки поверхности и окраски были абсолютно новыми, и основными проводниками всех технических новшеств были как раз инспектора по покрытиям.

Сейчас это кажется удивительным, но в то время даже двухкомпонентные ЛКМ для многих были в диковинку, а инспектор, объясняющий, что такое основа, отвердитель, смешивание, жизнеспособность и т.п., казался невероятным экспертом в своей области.

Наличие всех инспекционных приборов в глазах многих делало инспектора божеством, сошедшим с небес: маляры, мастера и технологи с завистью смотрели, как ловко и умело инспектор обращается с толщиномером или, например, адгезиметром.

Заказчики тех лет очень любили предоставляемые после завершения проекта отчеты. Составленные по корпоративной форме, как правило, на английском языке, эти отчеты содержали строго упорядоченную информацию о выполненных работах. Отчет тоже считался полезным новшеством и сам факт его составления существенно поднимал репутацию поставщика ЛКМ.

В то время инспектору не приходилось доказывать качество проданных материалов: произведенные в Европе, тогдашние ЛКМ многим казались безупречными, их качество априори не подлежало сомнению. По этой же причине и работа с претензиями редко попадала в список задач инспектора.

Были и другие задачи, например, техническое консультирование, но нельзя сказать, чтобы это было сильно распространено в работе инспектора.

От той эпохи нас отделяют примерно два десятка лет, и за это время ситуация на рынке ЛКМ поменялась коренным образом. И главное изменение – это сильно возросшая конкуренция между производителями, которая стала определяющим фактором во многих вопросах. И первый вопрос, который встал на повестке дня, это стоимость работы инспектора.

Старожилы рынка лакокрасочных материалов помнят, какими были системы ЛКП в 90-е и 00-е годы. Сегодняшнему менеджеру по продажам и не снились два слоя антикоррозионного грунта (каждый по 150 или даже 200 мкм) на подводной части на судоремонте, а тогда это было распространенной практикой. Соответственно, рентабельность продаж краски была очень высокой, и вопрос из какого фонда оплачивать труд инспектора никогда не возникал. Сегодня, когда рентабельность продаж сократилась в несколько раз, проблема оплаты труда инспектора стала очень насущной. Многие производители стараются переложить эти затраты на заказчика, но не во всех случаях это возможно. Отсюда возникло стремление производителей максимально сокращать время пребывания инспектора на объекте, что в свою очередь привело к тому, что многодневное нахождение инспектора на объекте с целью контроля качества выполняемых работ стало редкостью.

Еще одна причина, по которой инспекторский состав производителей ЛКМ сегодня все меньше и меньше занимается контролем качества выполняемых работ – это значительно увеличившийся профессиональный уровень исполнителей работ. Сегодня многие подрядчики и заказчики хорошо ориентируются в специфике производства работа и применяемых стандартах, кроме того, существуют продолжающиеся годами сотрудничества между подрядчиками и заказчиками, в которых профессиональный подрядчик выполняет работы с ожидаемым уровнем качества и в заданные сроки. Такие сложившиеся тандемы сегодня не редкость, и на таких проектах для инспекторов нет работы, связанной с контролем качества. Наличие всего необходимого инспекционного оборудования у подрядчика, а зачастую и у заказчика, сегодня стало нормой.

Нельзя скидывать со счетов и сложившееся понимание неудобства работы с инспектором: есть немалое количество людей, которые считают, что многие инспектора перестраховываются, завышая требования, затягивают сроки выполнения работ и т.п. К тому же, как мы указали выше, на проектах есть другие специалисты, наделенные полномочиями контроля: сотрудники подрядчиков, заказчиков или независимых организаций.

Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что некогда сложившаяся и до определенного времени считавшаяся традиционной модель инспекторской работы, сводившаяся в основном к контролю качества малярных работ, сегодня практически не работает.

Тогда чем же занимаются сегодняшние инспектора и почему герой нашей статьи долгое время оставался без работы?

Давайте заметим, что там, где нет функции контроля качества, там не может быть и понятия «инспектор», потому что английское слово «inspect» означает как раз проверку или контроль чего-либо. Заметим также широкое распространение понятия «технический сервис», которое вкладывает в работу сегодняшних «инспекторов» совершенно другой смысл, вносит в работу специалистов сервисную составляющую, аспект услуги для клиента.

Все произошедшие за пару десятков лет изменения в работе инспекторов по сути можно свести к двум общим функциям, которые осуществляют в настоящее время подразделения технического сервиса компаний-производителей красок: сервис для клиента и защита интересов работодателя. А самих инспекторов сегодня чаще называют консультантами, советниками, инженерами или техническими специалистами.

Если у клиента не получается качественно наносить материал, то он вызывает специалиста поставщика. Слишком большой расход краски? Опять же – вызов специалиста поставщика. Не уверен в квалификации подрядчика? Спорный момент по качеству покрытия? Необходимо зафиксировать характеристики нанесения на пробном выкрасе? И так далее. Заметили, сколько задач? И какие теперь требования к квалификации технического представителя производителя ЛКМ?

Когда производитель краски заявляет, что продает комплексное решение, а не краску в банке (а таких производителей сегодня становится все больше), то превращать краску в банке в комплексное решение будет как раз технический сервис, и какие бы технические проблемы ни встретились на этом пути, все они должны быть решены тем или иным образом. А это уже гораздо больше, чем просто контроль качества, согласитесь.

При этом функции контроля качества и обучения подрядчиков не исчезли полностью из перечня задач, решаемых современным «инспектором», просто их объем на фоне общего объема работы занимает лишь небольшую часть. Но есть и особенности: сегодня производители ЛКМ стремятся предоставлять технический сервис на платной основе, ибо услуга эта недешевая, и затраты хочется возместить, а если заказчик платит за услугу, то, соответственно, и спрос с исполнителя другой – для предоставления платного техсервиса нужна высокая квалификация инспекторов.

Обучение, несмотря на возросший уровень квалификации маляров и технологов, тоже не теряет своей актуальности. Зарплаты на рынке малярных работ не меняются уже много лет, и этот факт не способствует популярности профессии, желанию оставаться в профессии долго или стремлению повышать свою квалификацию или просто делать свою работу хорошо. Нередко встречаются ситуации, когда инспектору самому приходится брать в руки окрасочный пистолет, чтобы показать, как правильно наносить покрытие.

В отдельную тему можно вынести работу инспекторов с претензиями, которых на современном рынке ЛКМ более чем достаточно.

Увы, но качество сегодняшней краски отнюдь не всегда соответствует заявленным характеристикам. И первый, кто начинает работу с претензией, это, разумеется, технический представитель поставщика, который должен обладать большим опытом и отличными знаниями, чтобы правильно собрать данные и разобраться в проблеме. Проще всего свалить все проблемы на краску – профессиональные подрядчики прекрасно знакомы с этим принципом и очень агрессивно проводят его в жизнь при появлении первых же трудностей, поэтому технический специалист, работающий с претензиями, должен обладать очень высоким уровнем компетентности.

Есть и такие работодатели, кто считает, что технический представитель должен уметь все: помимо стандартных задач, связанных с техсервисом, быть способным писать деловые письма, составлять технологические регламенты и быть хорошим переговорщиком. Такой набор компетенций находится далеко за рамками квалификации обычного технического специалиста, но будем считать эти требования работодателя редким исключением, обусловленным непомерными амбициями.

Одним словом, ожидания от технического инспектора сегодня совсем другие, чем были раньше, и в этом нет ничего удивительного, поскольку и рынок стал совсем другим, и конкуренция на нем гораздо выше. И это абсолютная норма: рынок должен меняться и развиваться, а все участники рынка должны успевать адаптироваться к изменениям, а если не успевают, то тогда и возникает разрыв – вроде и опыта у специалиста много, а никому в современных реалиях он не нужен, ибо компетенции его устарели и ожидания от роли изменились.

Было бы интересно порассуждать на тему, как случилось так, что компетенции специалиста не соответствуют рыночным требованиям. Во многих случаях виновным в возникновении такой ситуации окажется руководитель подразделения, который не отслеживает тенденции рынка и работает по-старому, «как привык», «как учили», «ведь всегда все хорошо было». Тема, безусловно, интересная и очень актуальная, но давайте оставим ее на другой раз.

 

ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ:

Техническое сопровождение проектов: взгляд из прошлого в будущее

Статьи из рубрики “Актуальное”

О сайте “ЛКП-Эксперт”

Формулы и калькуляторы для расчета лакокрасочных покрытий

3 комментария

  1. Шабалин Николай

    Добрый день!
    Статья актуальная!
    Но не до раскрыты все принципы работы технического специалиста по качеству ЛКП на сегодняшнем рынке, с которого ушел импорт в больших объёмах.
    Нет статистических данных о действующих производителях на территории России.
    Все производители пытаются изобрести “велосипед” который давно работал у ушедших с рынка…
    Имитация бурной деятельности проходиттнамура. А в итоге, умом Россию не понять, производство не встало…
    План сегодня не выполнился но, он выполнится потом! Девиз нынешних руководителей по качеству!
    Бич производства всей страны…

  2. Egorov

    Статья отличная , спасибо ! Сам термин “инспектор” в рамках сегодняшней действительности лакокрасочной отрасли с каждым годом мутирует все дальше и дальше , включая в себя все более разноплановый функционал , диктуемый текущими требованиями рынка. Объекты с полным гарантийным сопровождением за исключением судостроения и буровых платформ уже давно не рентабельны для производителей ЛКМ – зато постоянно растущая конкуренция на рынке обусловила появление новых , весьма разнообразных задач, для которых требуются специалисты с высокой компетенцией в материалах, покрытиях и технологиях производства работ .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *