Прощай, 2023. Что дальше?
27 декабря 2023г.
За несколько дней до смены календаря давайте попробуем заглянуть в 2024 год и посмотреть, что нас в нем ожидает. Понятно, что делать какие-либо прогнозы – штука неблагодарная, и последние два года как нельзя лучше подтверждают этот всем известный тезис, и тем не менее, мы попробуем приоткрыть занавес и всмотреться в ближайшее будущее, максимально опираясь на факты, логику и тенденции.
Уже сегодня, в конце 2023 года, специалисты отмечают снижение деловой напряженности, которая была главным маркером бизнеса на протяжении последних двух лет. Напряженность возникла вследствие коренной перестройки рынка, цепочек поставок и бизнес-процессов, и сейчас уже очевидно, что пик напряженности пройден. При этом также очевидно, что не все проблемы решены, но, как минимум, план действий есть у каждого, многое уже сделано, и вообще степень неопределенности заметно ниже, чем, скажем, год назад. Шторм стихает, но горизонт остается очень пасмурным.
Завершение реструктуризации рынка
Основное отличие 2024 года от двух предыдущих – завершившаяся реструктуризация рынка. За редким исключением, все иностранные активы выкуплены, и в следующем году мы будем наблюдать за тем, насколько получившие вторую жизнь компании смогут продвинуться на рынке. В первую очередь это Литум, многократно увеличивший производственные мощности в уходящем году, но при этом не сильно замеченный в проектах, и Талату, скромность которых достойна явно лучшего применения (до сих пор непонятно, какие промышленные материалы производит эта компания: на сайте об этом ничего не сказано и приходится довольствоваться обрывками той информации, которая доступна на рынке).
Конкуренция и маржинальность продаж
После завершения реструктуризации стало видно, насколько более тесным и конкурентным стал российский рынок ЛКМ. Посудите сами: в 2022-2023 годах не закрылось ни одно лакокрасочное предприятие, при этом на рынок вышло немалое количество новых производителей, которые стремятся занять освободившиеся места, а количество проектов, потребляющих краску, больше не стало, и 2024 год не внесет серьезных изменений в эту картину. Отсюда еще одна особенность рынка ЛКМ следующего года – профицит. Предложение будет сильно опережать спрос, что приведет к сокращению маржинальности продаж.
Сокращать маржинальность будет и спрос на дешевизну: в условиях экономической неопределенности рынок в течение последних лет предъявляет устойчивый запрос на дешевые материалы. Этот подход фактически размывает (а в будущем может полностью ликвидировать) премиальный сегмент, к которому раньше относились иностранные бренды, такие как Jotun или Hempel, но основная проблема не только в этом: будучи не в состоянии бесконечно конкурировать по цене, производители удешевляют рецептуры, снижая технические характеристики, но сохраняя маржинальность, что ведет к проблемам с качеством и долговечностью покрытий. На данный момент потенциал удешевления рецептур сохраняется за счет возможности замены компонентов на китайское сырье, но эти возможности не будут доступны вечно. В 2024 году мы увидим еще большее количество дешевых ЛКМ.
Лидерство
Рынок промышленных ЛКМ отличается долгосрочной стратегией реализации проектов, и на многих проектах следующего года поставщики уже известны: ими стали те компании, кто сумел прописать себя в окрасочные спецификации в течение последних лет. В связи с этим возьмем на себя смелость предположить, что в 2024 году лидерами рынка промышленных ЛКМ останутся компании, показавшие кратный рост в 2022 и 2023 годах – в первую очередь это ВМП и О3, которые в уходящем году на фоне роста доходов открыли дополнительные производственные линии.
Отрыв лидеров от остальных участников рынка будет сокращаться и через год мы, возможно, увидим, другой расклад сил, ну а пока остановимся на этом.
Иностранные компании
Иностранным производителям ЛКМ, собирающимся запускать в России свое производство, придется непросто. Причина: высокая конкуренция. В новом году они не будут сильно видны, однако, в последующие годы их стратегией станет использование иностранного опыта и отработанных рецептур и на этой уникальности завтрашние «поселенцы» начнут мелькать все чаще, конкурируя с российскими компаниями. Перспектива отдаленная, поэтому пока в расчет не берем, но зафиксируем, что процесс запущен. Судя по всему, иностранным производителям в России – быть.
Если же принять во внимание иностранные ЛКМ, которые завозятся в Россию как импорт (на сегодняшний день это Kanat, Moravia, Dyo, Hilong), то эти материалы будут присутствовать на рынке и в 2024 году, составляя достойную конкуренцию российским компаниям. Едва ли следует ожидать введение ограничительных пошлин в отношении этих материалов, поэтому привыкаем жить с ними. Некоторые из них в новом году расширят свое присутствие на российском рынке.
Гораздо проще придется иностранным производителям сырья. Этот рынок у нас развит значительно хуже, чем рынок готовой краски, и на нем мы сегодня видим большой наплыв иностранцев. Интерес обоюдный, большая часть рынка сырья уйдет иностранным (читай – китайским) компаниям.
В качестве примера приведем статистику о количестве китайских компаний, участвующих в российской выставке «Интерлакокраска» (традиционно основные участники – производители сырья):
2022 год – считанные единицы
2023 год – 68
2024 год – по состоянию на начало декабря зарегистрировались более 140.
Российская краска из китайского сырья – реальность 2024 года.
Проблема кадров
Мощное влияние на работу производителей ЛКМ (а значит, и на рынок) в течение последующих лет будет оказывать проблема отраслевых кадровых ресурсов, без которых качественное развитие будет невозможно. Эта проблема более серьезна, чем поиск альтернативного сырья, и ее решение будет определять скорость развития лакокрасочной отрасли. Уже сейчас ясно, что при всей своей важности проблема кадровых ресурсов быстрого и простого решения не имеет, поэтому очень вероятно, что в следующем году мы увидим что-нибудь новое на этом пути. Например, контракты на инжиниринг рецептур из того же Китая.
Проблема кадров, в особенности химиков-разработчиков, наиболее остро стоит для выходящих на рынок компаний, включая бывших производителей иностранных брендов, у которых, как известно, научно-исследовательские подразделения находились за пределами России. В этом отношении старожилам рынка проще: их центры исследований и разработок укомплектованы, но рано или поздно проблема кадров коснется и их.
При этом нужно отметить важную деталь: большая часть рабочего времени сегодняшних химиков-разработчиков уходит на работу, связанную с альтернативным сырьем, при этом программы новых разработок в большинстве случае не претерпели значительных изменений. Это означает, что объем работы в области исследований и разработок в целом существенно вырос, и здесь мы опять сталкиваемся с тем, что нужны дополнительные кадровые ресурсы.
Что делать производителям, которые не смогут полностью решить проблемы с химиками и альтернативным сырьем? Один из вариантов – начать рассматривать контрактное производство. В 2024 году объем контрактного производства вырастет, и это частично решит проблему недозагруженных производств в отдельных компаниях.
Помимо вышеперечисленного, очень вероятно, что дефицит кадров вызовет рост зарплат для определенных категорий сотрудников, например, производственного персонала и химиков. В свою очередь повышенные расходы на оплату труда бизнес захочет заложить в стоимость продукта, что будет невозможно на рынке, ожидающем дешевизны. Результат – падение маржинальности, о чем мы уже написали выше.
Качество
Проблемы с качеством продукции будут сопровождать всех производителей ЛКМ в течение всего 2024 года. Проблемы будут возникать из-за альтернативных сырьевых компонентов, применяемых с целью замены недоступного сырья или удешевления рецептуры – многое сейчас делается без достаточного объема исследований, в угоду текущей потребности. Подход в некотором смысле разумный, ибо продавать всегда лучше, чем не продавать, но на обратной стороне этой медали находим не всегда соответствующее качество.
Еще в большей степени вопросы качества будут касаться тех производителей, которые выводят на рынок новые продукты. А таких компаний после ухода иностранных брендов более чем достаточно.
Увы, но качественные материалы быстро не рождаются.
Заключение
В уходящем и предыдущем году российский рынок ЛКМ преодолел острую кризисную фазу и вошел в стадию адаптации, которая будет продолжаться в течение всего 2024 года. Резких изменений рынка, наподобие тех, что мы недавно видели, уже не будет – взамен этого предстоит планомерная работа по внедрению нового сырья и новых процессов. Качественного развития рынка пока ждать не приходится, хотя очень вероятно, что новые продукты в следующем году мы увидим.
Уход иностранных брендов с российского рынка ЛКМ состоялся, и можно сказать, что отрасль выстояла, больших потрясений не произошло. Теперь осталось доказать, что мы способны развиваться самостоятельно и иметь свой собственный путь. Впереди нас ждет 2024 год – время новых возможностей и продолжения начатого.
С наступающим 2024 годом!