Техническое сопровождение проектов: взгляд из прошлого в будущее

Главная страница » Актуальное » Техническое сопровождение проектов: взгляд из прошлого в будущее

Актуальное

Техническое сопровождение проектов: взгляд из прошлого в будущее

 

21 июля 2022г.

 

Одна из заслуг уходящих сегодня с российского рынка иностранных брендов состоит в том, что именно они стали основоположниками и законодателями мод в сфере технического сопровождения проектов – понятии, которое прочно закрепилось и прижилось на современном рынке промышленных ЛКМ. Под техническом сопровождением сегодня понимается предлагаемый производителями ЛКМ перечень задач технического характера, направленный на получение покрытий высокого качества, который включает в себя контроль качества при нанесении покрытий, техническое консультирование в полевых условиях, разработка процедур окраски, оптимизация нанесения, подготовка отчетной документации и т.п.

Все начиналось в далекие 90е годы, когда приходившие в Россию иностранцы в дополнение к продаже краски стали предлагать инспекторскую услугу, т.е. контроль качества окрасочных работ. На заре новой для мира лакокраски эпохи инспектором был, как правило, иностранец, приезжавший в Россию на проект, выполнявшийся для иностранных заказчиков. Не разговаривающий по-русски специалист, в ярком фирменном комбинезоне, ловко жонглирующий множеством иностранных стандартов, производил неизгладимое впечатление на постперестроечных российских верфях, однако, вскоре выяснилось, что стоимость работы таких специалистов на быстроразвивающемся российском рынке слишком высока. В начале 2000-х количество иностранных специалистов, представляющих заграничных поставщиков ЛКМ, в России стало сокращаться – им на смену стали приходить российские коллеги. Но свою роль иностранные инспекторы все же сыграли: в Россию пришло понимание, что нанесение защитных покрытий это высококвалифицированный труд, по уровню профессионализма не уступающий сварке, сборке и другим специальностям. Профессия маляра встала в один ряд с остальной производственной «элитой», появились европейские стандарты, описывающие различные критерии качества покрытий, а также в обиход вошло слово «инспектор», которое в нашей стране имеет двоякую коннотацию (и до сих пор может восприниматься с опаской и недоверием), хотя в Европе, с легкой руки подарившей нам этот термин, это слово означает лишь человека, осуществляющего функции контроля качества. Но самый главный вклад, сделанный в те годы – это формирование нового подхода среди производителей ЛКМ, который предполагал продажу готового решения для клиентов, а не просто продажу банок с краской. Рынок быстро понял, что клиентам нужна защита от коррозии – для конкретного объекта, находящегося в конкретных эксплуатационных условиях, в течение заданного времени – а краска в банке это только лишь полуфабрикат, который предстоит трансформировать в защитное покрытие на пути к конечной цели обеспечения защиты от коррозии. При этом опыт показывал, что доверить эту трансформацию подрядчику возможно было не всегда: неопытные маляры могли некачественно выполнить свою работу, что приводило к большим финансовым убыткам в виде стоимости напрасно израсходованной краски. Стоит ли говорить, что новый подход понравился заказчикам, у которых вошла в норму покупка краски вместе с инспекторской услугой: отныне можно было не переживать за качество окраски и защиту своих объектов.

В конце 90-х вместе с российскими инспекторами в России появилось понятие FROSIO, а также понимание необходимости сертификации инспекторов по окраске. На помощь пришел норвежский стандарт NS 476 с системой подготовки инспекторов, а также курсы ЦНИИ КМ «Прометей», на которых десятки и сотни специалистов получали необходимые знания и квалификацию. Пользуясь накапливающимся опытом, своих специалистов стали учить не только производители ЛКМ, но и заказчики и даже подрядчики.

Со временем ценность системы технического сопровождения была переосмыслена: продавцы лакокрасочных материалов поняли, что предоставляемая услуга полезна не только для заказчика, но и для самого продавца, поскольку страхует его от ненужных претензий в адрес материала, а также позволяет показать свой материал с лучшей стороны. Прошло еще немного времени и новый подход оценили и подрядчики: представитель продавца помогал фиксировать расходы ЛКМ при окраске (а значит, защищал от необоснованных убытков), готовил техдокументацию и консультировал по процедурам выполнения работ.

К началу 2022 года техническое сопровождение стало очень востребованной и неотъемлемой на некоторых проектах функцией. За почти 30 лет работы на российском рынке промышленной лакокраски в системе технического сопровождения проектов произошли серьезные изменения: специалисты, занимающиеся сопровождением, стали осуществлять не только контроль качества окрасочных работ, их функционал заметно расширился и дополнительно включает в себя все вопросы, связанные с технической репутацией материалов, проведение тестовых нанесений, консультирование клиентов, работу с претензиями, разработку отчетной документации и т.п. Слово «инспектор» стало встречаться все реже – на смену ему пришла замена в лице «технического специалиста». Увеличился и объем предоставляемых услуг по техсопровождению: сегодня эти услуги предоставляют все производители ЛКМ, а количество технических специалистов в каждой из крупных компаниях к началу 2022 года давно перевалило за десяток. Кроме того, начинавшееся в судостроении и судоремонте, техсопровождение сегодня проникло практически во все отрасли промышленности. Но главное, что произошло за все эти годы, заключается в том, что техническое сопровождение стало естественным и привычным звеном цепочки продаж ЛКМ, без которого сегодня сложно представить любой хоть сколько-нибудь крупный проект, сформировался менталитет получения качественных защитных покрытий с участием производителей ЛКМ.

Каким может быть будущее системы технического сопровождения после изменения структуры российского рынка ЛКМ и ухода с него иностранных брендов?

Не секрет, что наибольшее количество технических специалистов работало именно в компаниях, представлявших иностранные бренды, при этом стаж работы некоторых специалистов в сфере технического сопровождения исчисляется двумя или даже тремя десятками лет. Таким образом, сегодня на перепутье в поисках профессиональной занятости оказалось достаточно большое количество опытных и квалифицированных профессионалов, способных создавать ощутимый вклад в работу отрасли. Смогут ли эти люди найти себе применение на вновь формирующемся рынке лакокраски? Повлияет ли уход иностранных брендов на сложившуюся систему технического сопровождения?

При этом, как было отмечено выше, никуда не делась востребованность этих услуг и привычка заказчиков получать техсопровождение от производителей на своих проектах. Очевидно, что заказчики рассчитывают на то, что объем и качество предоставляемой производителем поддержки как минимум не станут хуже.

Нам видится, что для разрешения этой дилеммы есть несколько вариантов:

  1. Доли рынка, ранее относившиеся к иностранным брендам, будут перераспределены между российскими брендами, в результате чего объем продаж последних возрастет, и соответственно, возрастет потребность в техническом сопровождении проектов. И если российские компании будут готовы удовлетворять эту потребность, то никаких сущностных изменений в системе техсопровождения не произойдет.
  2. На фоне роста своих продаж российские компании не захотят наращивать постпродажное сопровождение проектов. Такая позиция производителей будет конфликтовать с запросом заказчиков, привыкших к поддержке со стороны производителей на своих проектах. Выход может быть найден в том, что техсопровождение станет самостоятельной платной услугой, за которую заказчики будут вынуждены платить, в противном случае объем сопровождения со стороны производителей упадет.
  3. Уже сегодня на российском рынке лакокраски присутствуют специалисты-фрилансеры, оказывающие те или иные услуги по техсопровождению. Такой вариант работы имеет свои плюсы и минусы, но при этом уже доказал свою жизнеспособность. В этом случае часть технических работ, прежде выполнявшихся специалистами производителя, уйдет к фрилансерам.
  4. Появление на российском рынке компаний, оказывающих соответствующие технические услуги, включая техническое сопровождение. Такая практика давно уже существует в западных странах, где часть работ по проектированию, консультированию, контролю качества и т.п. выполняется консалтинговыми компаниями.
  5. Благодаря образовательной и сертификационной деятельности таких организаций, как АСИ, ЦНИИ КМ «Прометей» и Сопкор, многие современные компании имеют собственных квалифицированных специалистов в области защиты от коррозии. При отсутствии должной поддержке от производителя ЛКМ существует вероятность, что часть технических функций по сопровождению нанесений будут брать на себя именно эти специалисты. Этот вариант не так очевиден и вряд ли может быть назван высоковероятностным, поскольку часть рисков, связанных с качеством применяемого ЛКМ и процедурой его нанесения, будет вынужден брать на себя потребитель покрытия.

Возможно, жизнь найдет для нас и другие варианты, но какими бы они ни были, хочется верить, что все технические специалисты найдут себя в новой реальности и продолжат применять свои знания и опыт на практике, а система технического сопровождения проектов не потеряет свои качество и объемы. Ведь именно эта система является значимым показателем зрелости и культуры рынка лакокрасочных покрытий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *