Ржавчина бывает не только коричневой, но и белой. О коррозии цинка

Ржавчина бывает не только коричневой, но и белой. О коррозии цинка

Мы привыкли к тому, что ржавчина имеет коричневый цвет, но не во всех случаях это так. Существует так называемая белая ржавчина (термин происходит от англ. white rust; сегодня это определение прочно закрепилось в российской нормативной документации), которая является продуктом коррозии цинка и имеет характерный оттенок от белого до темно-серого цвета.

Белая ржавчина образуется на цинкнаполненных покрытиях и оцинкованных поверхностях, находящихся в открытой атмосфере и подвергающихся воздействию влаги воздуха или паров воды. Процесс коррозии усугубляется при ограниченном доступе кислорода, что свойственно, например, для конструкций со щелями. В таких случаях можно говорить о возникновении щелевой коррозии, которая очень быстро разрушает цинковое покрытие.

Наличие белой ржавчины указывает на начавшееся разрушение цинка, поэтому если на цинкнаполненном покрытии или оцинкованной поверхности вы обнаружили белые пятна или белые разводы, то следует обратить внимание на правильность выбора метода защиты от коррозии или оценить, может ли выбранное покрытие находиться в данных условиях эксплуатации. Возможно, цинковое покрытие не должно эксплуатироваться в таких условиях или должно быть перекрыто защитной лакокрасочной системой. Однако, во многих случаях разрушение не является критичным и не влияет существенным образом на работу покрытия.

В химическом смысле белая ржавчина представляет собой соединения цинка – обычно это оксиды, гидроксиды и карбонаты. Эти соединения имеют, как правило, рыхлую структуру, которая препятствует образованию адгезионных связей с последующим слоем краски, поэтому перед окрашиванием белый налет цинка должен быть удален. Удаление белой ржавчины можно производить обмывом водой под давлением, прошкуриванием или свипингом.

С проблемой белой ржавчины часто можно столкнуться в мостостроении, где в качестве антикоррозионной защиты применяются трехслойные системы окраски, первым слоем в которых служит цинкнаполненный грунт. Многие заводы металлоконструкций выполняют только грунтование, а нанесение последующих слоев выполняется уже на объекте, при этом загрунтованная конструкция может храниться на монтажной площадке в течение достаточно длительного времени (иногда до двух лет). Удалить появившуюся на грунтовочном слое белую ржавчину не всегда просто; иногда с целью предотвращения этой проблемы заинтересованные стороны настаивают на том, чтобы на ЗМК наносились два слоя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *