О стратегической безопасности

О стратегической безопасности

 

13 февраля 2024г.

 

Еще каких-нибудь пару лет назад эта статья выглядела бы странно. Стратегическая безопасность? Зачем? И действительно, в то время развитие компаний представлялось простым и очевидным, почти как по учебнику: конкуренция, качество, производительность и другие классические понятия и категории бизнеса.

Но все изменилось. И сегодня для многих производителей красок, наряду с привычными проблемами, встал еще один вопрос, отнюдь не меньшей важности – а что будет дальше? Кризис 2022 года показал, как в одночасье может измениться все, и то что в течение многих лет казалось незыблемым и работавшим как часы пришлось полностью перестраивать за считанные месяцы. В этот раз все получилось и ничего не рухнуло, но будем ли мы также успешны, если кризис подобного масштаба произойдет еще раз? С этого вопроса и начинается концепция стратегической безопасности.

Стратегическая безопасность – это обеспечение устойчивого развития бизнеса (не путать с английским sustainability, хотя смыслы во многом пересекаются), при котором воздействие внешних факторов не будет создавать угрозу для существования компании или разрушительно влиять на результат бизнеса. В данном случае мы говорим о внешних факторах более высокого порядка, нежели просто повышение цен на сырье или металлы, которое мы наблюдали в 2019-2021гг., или профицитность производства, что давно уже свойственно для рынка ЛКМ, и от их оценки зависит то, как компания сможет пережить непредвиденные ситуации.

По опыту последних двух лет можно сказать, что основными составляющими стратегической безопасности предприятий-производителей ЛКМ являются сырьевая независимость, обеспеченность людскими ресурсами, продуктовые стратегии, физическая безопасность и технологический суверенитет.

Сырьевая независимость

Некогда привыкшие к тому, что сырьевые компоненты для производства ЛКМ можно достать в любой точке мира (при этом имея возможность выбирать необходимое качество и стоимость), сегодня мы лишились значительной части прежних поставщиков. Все российские производители красок сумели переориентироваться на азиатских поставщиков сырья, и вроде бы все нормализовалось, но вряд ли среди нас сегодня найдется компания, полностью уверенная в завтрашнем дне.

А что если китайцы поднимут цены на свое сырье для ЛКМ, как это произошло с китайскими автомобилями, продающимися в России? Или очередной виток внешней политики закроет только что налаженные каналы поставок? Или что-то еще, о чем мы не догадываемся, но интуиция подсказывает, что возможно все?

Конечно, в сегодняшней реальности полной уверенности не может быть ни в чем, и самый надежный вариант это развивать собственные производства сырья внутри страны, дабы не зависеть ни от чего внешнего. Но как бы нам ни хотелось, вариант этот очень непростой, и создать производство сырья с приемлемым качеством пока не у многих получилось, даже несмотря на то, что химическая промышленность была названа правительством в числе приоритетных отраслей для развития.

В условиях неопределенности производители ЛКМ решают проблемы сырьевой безопасности с помощью собственных ресурсов. Так, например, в 2023 году О3-Коутингс открыли новую линию по производству пигментных паст и колеров, Прайм Топ строит завод по производству смол, а Пигмент-Холдинг создает собственное производство отвердителей. Помимо уверенности в завтрашнем дне и обеспечении сырьевой безопасности, подобные инвестиции в долгосрочной перспективе должны привести к удешевлению производимой продукции, а также открытию новых направлений продаж. Можно отметить, что в дополнение ко всем вышеназванным возможностям и преимуществам собственное производство сырья это еще и защита бизнеса: в случае утечки информации будет сложнее восстановить рецептуру производимой краски за счет наличия в рецептуре собственных компонентов (ни для кого ведь не секрет, что сегодня на просторах РФ «гуляют» рецептуры красок Jotun и Hempel? И многие из тех, кто сегодня предлагает аналоги этих красок, имеют в виду аналоги в буквальном смысле – иными словами, копии этих продуктов).

Несложно предположить, что в будущем мы увидим и других производителей ЛКМ, открывающих собственные производства сырьевых компонентов. В условиях неопределенности это очень разумная мера.

Обеспеченность людскими ресурсами

Всем хорошо известно затертое до дыр клише о том, что кадры решают все. Сегодня актуальность этой фразы сложно переоценить.

Причин кадрового дефицита несколько: это и текущая конъюнктура рынка труда, когда рабочему выгоднее перейти на работу курьером (там зачастую больше денег, свободный график и отсутствие производственной вредности, а о пенсии и социальных гарантиях немногие задумываются в первой половине жизни), и следствие «демографической ямы» 90-х годов, и размытость университетской подготовки химиков-лакокрасочников, когда специализация студентов включает в себя не только конкретное направление лаков и красок, но и другие химико-производственные направления (пластмассы, резины и т.п.). Список причин можно продолжить, но и без него понятно главное: дефицит кадров есть, и это всерьез и надолго. И что с этим делать, пока не до конца ясно. Видно, как лакокрасочные предприятия пытаются работать с университетами и даже школьниками, формируя у молодых людей картинку привлекательности работы на производстве.

А между тем планировать какое-либо развитие без химиков-разработчиков, технологов и специалистов лабораторий попросту невозможно. И все это профильные специалисты, которые даже если закончили университет по необходимой специальности, будут приобретать практический опыт в течение как минимум нескольких лет.

В вопросе обеспеченности людскими ресурсами есть и еще одна проблема. Реализация долгосрочных стратегий возможна только с постоянными сотрудниками, работающими в компании на протяжении долгого времени. С временщиками и теми, кто по разным причинам бегает с места на место, долгие и серьезные проекты не реализуешь. Сотрудник должен быть лоялен работодателю и разделять общие цели и принципы – только в этом случае на него можно рассчитывать при достижении стратегических целей. А для этого нужна выстроенная корпоративная культура и среда, которая будет способствовать воспитанию лояльности у сотрудников. Много ли сегодня компаний, которые могут честно похвастаться лояльностью своих сотрудников?

Не нужно забывать и про молодежь: чтобы в будущем иметь возможность привлекать молодых людей на работу, следует учитывать их интересы и предпочтения. Одно из исследований, проведенных в 2022 году, показало, что молодежь предпочитает работать в экологически и социально ответственных компаниях. Или нужно ли говорить, что новое поколение имеет собственное представление о том, какой должна быть корпоративная культура? И что немногие из них согласятся работать в компаниях с жестким директивно-командным стилем управления?

Продуктовые стратегии

При наступлении кризиса единственным желанием большинства потребителей становится покупка товаров по максимальной низкой цене, при этом качество и сроки службы изделий уходят на второй или даже третий план. Именно такая ситуация сегодня сохраняется в лакокрасочной индустрии. Есть некоторое количество заказчиков, готовых покупать качество по более высокой цене, но это количество несравнимо меньше тех, кто думает только о цене. Такое положение вещей не может не сказываться на работе и развитии отрасли в целом, но еще больнее это бьет по отдельным компаниям-производителям.

Опытные игроки рынка ЛКМ знают, что конкуренция исключительно по цене продукта – это игра с печальным финалом: рынок заставляет постоянно снижать цену, и в конце концов продавать становится невыгодно. Это воронка, в которую стоит только попасть и выбраться из нее будет уже невозможно. Решение состоит в том, что пока отдельные продукты затягивает в воронку ценовой конкуренции, на рынок должны выходить новые продукты или линейки, которые за счет своих преимуществ, позиционирования или инновационности будут продаваться с приемлемой маржинальностью. И сегодня такие бизнес-стратегии актуальны как никогда.

Хороший результат дают стратегии, связанные с продажей не отдельных ЛКМ, а систем в целом. Грунт может оказаться в воронке конкуренции за минимальную цену, но при этом можно зарабатывать на эмали, которая будет покрывать недополученную прибыль по грунту. Или другой пример: системы огнезащиты. Производители, прописывающие в проектах свои огнезащитные материалы, зачастую имеют возможность предлагать грунты и эмали по более высокой цене.

Можно вспомнить и подход, основанный на инновационности продукта. Акрус Слик – единственное антиобледенительное покрытие на российском рынке. Разумеется, такой материал не может стоит дешево, но помимо этого, подобные уникальные изделия обычно тянут за собой и другие материалы (так называемый «подход единого окна»).

Еще пример – грунт-эмали. Подход, который идет в фарватере текущих потребностей покупателей: сокращение количества слоев, а значит, и стоимости изготовления защитной системы. Чистый win-win, когда в выигрыше остаются все.

Одним словом, пришло время задуматься о продуктовых стратегиях. Никто не знает, какие еще изгибы подкинет нам жизнь, а наличие продуманных продуктовых стратегий поможет пережить любой самый острый спад рынка.

Физическая безопасность

Едва ли нужно говорить о значении физической безопасности. В отличие от всех вышеперечисленных угроз, отсутствие физической безопасности может нанести предприятию серьезный ущерб в какие-нибудь часы или даже минуты. Компании лакокрасочной отрасли, пострадавшие от пожаров или ракетных обстрелов, тому подтверждение. В предельном случае чрезвычайное происшествие может уничтожить предприятие.

Истина заключается в том, что безопасность требует денег и не терпит легкомыслия. С точки зрения стратегической перспективы, имеет смысл инвестировать не только в технологичное, но и надежное и безопасное оборудование, а также эффективные системы безопасности.

В некоторых случаях потребуются не только оборудование и системы безопасности, но и изменение мышления персонала. И если первое можно сделать относительно быстро, то для второго потребуется время. Поэтому не медлите, начинайте прямо сейчас. Оно точно того стоит.

Технологический суверенитет

Современное лакокрасочное производство технологически сложно. Иностранное программное обеспечение и уникальные комплектующие делают производство уязвимым, если происходит сбой в глобальных цепочках поставок.

Давать какие-либо советы в данном случае непросто. С одной стороны, правительство предпринимает меры, но пока не все получается, и в целом проблема технологического суверенитета не решается быстро. С другой стороны, многие считают, что в рамках отдельно взятого предприятия проблема не существует, поскольку все комплектующие можно достать через различные каналы – логистика сложнее, стоимость выше, но сама проблема решаема.

Вопрос технологической независимости каждый решает для себя сам. Но, как минимум, позаботиться о запасных вариантах все же стоит.

В заключение

Какой бы сложной ни казалась ситуация, и какими бы новыми ни были современные вызовы, можно с уверенностью сказать, что их решение делает нас сильнее. Ситуация, в которой мы находимся в течение последнего времени, беспрецедентна, поэтому и возникшие проблемы стали полной неожиданностью. Давайте привыкать жить в новой реальности, с новыми подходами к работе и новой ментальностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *